В августе православная паства празднует целую череду церковных праздников: 14.08 - Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня, который в народе величают Медовым Спасом, 19.08 - Преображение Господне, или в народе Яблочный Спас, Успение Пресвятой Богородицы. О них Ветер Странствий уже рассказывал. Сегодня, спустя декаду от второго Спаса, еще один православный праздник - Перенесение Нерукотворного образа Христа Спасителя. В народе у него есть и другие названия, самые известные из которых – Ореховый или Хлебный Спас.
История праздника начинается с библейской легенды. Эдессинского властителя Авгаря мучил бич того времени – проказа. Слава об исцеляющих способностях Спасителя гремела далеко за пределами Иудейского царства, был наслышан о них и царь Эдессы. Он отправил к Иисусу Христу своего придворного художника Анания. В сопроводительном письме содержалась просьба прийти к нему и помочь исцелиться. Сын Божий пообещал послать к эдессинскому властителю одного из своих учеников. А у Анания все его попытки запечатлеть образ Спасителя на холсте заканчивались неудачей. Помог художнику сам Иисус. Поданным ему полотенцем, он отер свое лицо - на ткани остался отпечаток его лика, Нерукотворный Образ.
После мученической смерти Христа и его чудесного воскрешения апостол Фома послал Фаддея, одного из когорты учеников Сына Божьего, в Эдессу. Властитель города был исцелен, а Фаддей стал крестителем для многочисленных горожан, пожелавших принять православие.
Полотнище с нерукотворным Образом Спасителя царь Авгарь прикрепил в качестве стяга над главными воротами Эдессы. Но реликвия была похищена мусульманами. Чтобы вернуть ее понадобилось очень много времени: 9 веков спустя византийский базилевс Михаил III выкупил святыню из плена, а в 944 г. при Константине Багрянородном состоялось перенесение Нерукотворного Образа из Эдессы в Константинополь. В честь этого события и был установлен церковью праздник Перенесение Нерукотворного образа Христа Спасителя. Именно с этого изображения впоследствии писались иконы с Божьим образом.
Иконы Нерукотворного Образа всегда были одними из самых почитаемых в России. На знаменах и хоругвях традиционно изображался лик Спасителя, списанный с Нерукотворного образа.
В народе этот праздник назывался Ореховым Спасом. Обычно в этот день в лесу уже поспевали орехи, лещина, крестьяне и простой городской люд начинали сбор плодов. На лесной полянке расстилались холсты или ковры. Орехи собирались в фартуки, а потом высыпались на выстеленные полотнища. Если урожай был богатый, сбор мог продолжаться несколько дней. Кстати, крестьяне по урожаю орехов делали прогнозы на урожай ржи, правда, на будущий год.
В этот день также у крестьян традиционно заканчивалась уборка хлеба, поэтому третий Спас иногда называют еще Хлебным. Хозяюшки с утра пораньше пекли хлеб из муки свежего урожая и несли в храмы для освящения.
В этот день часто устраивались ярмарки и великоденские гуляния. На праздничном столе обязательно было блюдо с орехами, яблоками и медом. А вот один из таких рецептов, правда, современный, собственного сочинения:
- По 1 шт. яблоко (сладкое, мягкое), груша, банан, киви, сливы (неск. шт.) – помыть, очистить от кожуры, порезать на очень мелкие кусочки.
- Фрукты перемешать, заправить сметаной или густым йогуртом.
- Добавить 3 ст.л. меда, перемешать.
- Посыпать измельченными грецкими или лесными орехами.
- Разложить в порционные вазочки. Поставить в холодильник на полчаса.
- Украсить листочками мяты перед подачей на стол. Вуаля! Всё готово, угощаемся!
С праздником!
История праздника начинается с библейской легенды. Эдессинского властителя Авгаря мучил бич того времени – проказа. Слава об исцеляющих способностях Спасителя гремела далеко за пределами Иудейского царства, был наслышан о них и царь Эдессы. Он отправил к Иисусу Христу своего придворного художника Анания. В сопроводительном письме содержалась просьба прийти к нему и помочь исцелиться. Сын Божий пообещал послать к эдессинскому властителю одного из своих учеников. А у Анания все его попытки запечатлеть образ Спасителя на холсте заканчивались неудачей. Помог художнику сам Иисус. Поданным ему полотенцем, он отер свое лицо - на ткани остался отпечаток его лика, Нерукотворный Образ.
После мученической смерти Христа и его чудесного воскрешения апостол Фома послал Фаддея, одного из когорты учеников Сына Божьего, в Эдессу. Властитель города был исцелен, а Фаддей стал крестителем для многочисленных горожан, пожелавших принять православие.
Полотнище с нерукотворным Образом Спасителя царь Авгарь прикрепил в качестве стяга над главными воротами Эдессы. Но реликвия была похищена мусульманами. Чтобы вернуть ее понадобилось очень много времени: 9 веков спустя византийский базилевс Михаил III выкупил святыню из плена, а в 944 г. при Константине Багрянородном состоялось перенесение Нерукотворного Образа из Эдессы в Константинополь. В честь этого события и был установлен церковью праздник Перенесение Нерукотворного образа Христа Спасителя. Именно с этого изображения впоследствии писались иконы с Божьим образом.
Иконы Нерукотворного Образа всегда были одними из самых почитаемых в России. На знаменах и хоругвях традиционно изображался лик Спасителя, списанный с Нерукотворного образа.
В народе этот праздник назывался Ореховым Спасом. Обычно в этот день в лесу уже поспевали орехи, лещина, крестьяне и простой городской люд начинали сбор плодов. На лесной полянке расстилались холсты или ковры. Орехи собирались в фартуки, а потом высыпались на выстеленные полотнища. Если урожай был богатый, сбор мог продолжаться несколько дней. Кстати, крестьяне по урожаю орехов делали прогнозы на урожай ржи, правда, на будущий год.
В этот день также у крестьян традиционно заканчивалась уборка хлеба, поэтому третий Спас иногда называют еще Хлебным. Хозяюшки с утра пораньше пекли хлеб из муки свежего урожая и несли в храмы для освящения.
В этот день часто устраивались ярмарки и великоденские гуляния. На праздничном столе обязательно было блюдо с орехами, яблоками и медом. А вот один из таких рецептов, правда, современный, собственного сочинения:
- По 1 шт. яблоко (сладкое, мягкое), груша, банан, киви, сливы (неск. шт.) – помыть, очистить от кожуры, порезать на очень мелкие кусочки.
- Фрукты перемешать, заправить сметаной или густым йогуртом.
- Добавить 3 ст.л. меда, перемешать.
- Посыпать измельченными грецкими или лесными орехами.
- Разложить в порционные вазочки. Поставить в холодильник на полчаса.
- Украсить листочками мяты перед подачей на стол. Вуаля! Всё готово, угощаемся!
С праздником!
Комментариев нет:
Отправить комментарий