_

Ветер, Ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч, ты волнуешь сине море, всюду веешь на просторе! Что увидел расскажи, да всю правду доложи!

воскресенье, 29 августа 2010 г.

Перенесение Нерукотворного образа Христа Спасителя, или Ореховый Спас

В августе православная паства празднует целую череду церковных праздников: 14.08 - Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня, который в народе величают Медовым Спасом, 19.08 - Преображение Господне, или в народе Яблочный Спас, Успение Пресвятой Богородицы. О них Ветер Странствий уже рассказывал. Сегодня, спустя декаду от второго Спаса, еще один православный праздник - Перенесение Нерукотворного образа Христа Спасителя. В народе у него есть и другие названия, самые известные из которых – Ореховый или Хлебный Спас.
История праздника начинается с библейской легенды. Эдессинского властителя Авгаря мучил бич того времени – проказа. Слава об исцеляющих способностях Спасителя гремела далеко за пределами Иудейского царства, был наслышан о них и царь Эдессы. Он отправил к Иисусу Христу своего придворного художника Анания. В сопроводительном письме содержалась просьба прийти к нему и помочь исцелиться. Сын Божий пообещал послать к эдессинскому властителю одного из своих учеников. А у Анания все его попытки запечатлеть образ Спасителя на холсте заканчивались неудачей. Помог художнику сам Иисус. Поданным ему полотенцем, он отер свое лицо - на ткани остался отпечаток его лика, Нерукотворный Образ.

После мученической смерти Христа и его чудесного воскрешения апостол Фома послал Фаддея, одного из когорты учеников Сына Божьего, в Эдессу. Властитель города был исцелен, а Фаддей стал крестителем для многочисленных горожан, пожелавших принять православие.

Полотнище с нерукотворным Образом Спасителя царь Авгарь прикрепил в качестве стяга над главными воротами Эдессы. Но реликвия была похищена мусульманами. Чтобы вернуть ее понадобилось очень много времени: 9 веков спустя византийский базилевс Михаил III выкупил святыню из плена, а в 944 г. при Константине Багрянородном состоялось перенесение Нерукотворного Образа из Эдессы в Константинополь. В честь этого события и был установлен церковью праздник Перенесение Нерукотворного образа Христа Спасителя. Именно с этого изображения впоследствии писались иконы с Божьим образом.

Иконы Нерукотворного Образа всегда были одними из самых почитаемых в России. На знаменах и хоругвях традиционно изображался лик Спасителя, списанный с Нерукотворного образа.
В народе этот праздник назывался Ореховым Спасом. Обычно в этот день в лесу уже поспевали орехи, лещина, крестьяне и простой городской люд начинали сбор плодов. На лесной полянке расстилались холсты или ковры. Орехи собирались в фартуки, а потом высыпались на выстеленные полотнища. Если урожай был богатый, сбор мог продолжаться несколько дней. Кстати, крестьяне по урожаю орехов делали прогнозы на урожай ржи, правда, на будущий год.

В этот день также у крестьян традиционно заканчивалась уборка хлеба, поэтому третий Спас иногда называют еще Хлебным. Хозяюшки с утра пораньше пекли хлеб из муки свежего урожая и несли в храмы для освящения.

В этот день часто устраивались ярмарки и великоденские гуляния. На праздничном столе обязательно было блюдо с орехами, яблоками и медом. А вот один из таких рецептов, правда, современный, собственного сочинения:

- По 1 шт. яблоко (сладкое, мягкое), груша, банан, киви, сливы (неск. шт.) – помыть, очистить от кожуры, порезать на очень мелкие кусочки.

- Фрукты перемешать, заправить сметаной или густым йогуртом.

- Добавить 3 ст.л. меда, перемешать.

- Посыпать измельченными грецкими или лесными орехами.

- Разложить в порционные вазочки. Поставить в холодильник на полчаса.

- Украсить листочками мяты перед подачей на стол. Вуаля! Всё готово, угощаемся!
С праздником!

Комментариев нет:

Отправить комментарий